Западный фасад Покровского собора. 1671-1679 гг.      Одновременно с Мостовой башней на месте деревянной Покровской церкви строился каменный пятиглавый Покровский собор. 15 мая 1671 года думный дворянин Артамон Сергеевич Матвеев заключил подряд с артелью каменщиков из костромских и ярославских сел. Артель возглавляли Григорий и Федор Медведевы. Поволжские мастера работали под руководством московского подмастерья каменных дел, стрельца Ивана Кузнечика.
       Строителям было предписано взять за образец Покровский собор в Александровой слободе. Но, повторяя схему четырехстолпного александровского собора и формы его позакомарного покрытия, мастера возвели здание, лишь отдаленно напоминающее праобраз. Собор в Измайлове без подклета, со ступенчатыми всходами с трех сторон. Четверик завершен пятью мощными главами. Только их луковичная часть имеет высоту 18 м. Вся же высота Покровского собора — 57 м.
       "Освященное пятиглавие", внушительные размеры сближают Измайловский храм с Успенским собором Московского Кремля, архитектурный образ которого трансформировался в большинстве городских и монастырских соборов XVI— XVII веков.
       В 1673 году выходцы из Белоруссии ценинные мастера Игнат Максимов и Степан Иванов (Полубес) украсили верхнюю часть собора рельефными полихромными изразцами. Широкий карниз, центральные закомары и шеи глав заполнил фриз из 18 отдельных элементов под названием "павлиний хвост", "павлинье око", "репьи". Рапорт орнамента напоминал "глаз" на конце хвоста павлина или бутон распускающегося репейника. Такой рисунок распространен в привозных рытых бархатах и аксамитах церковных облачений и богатой светской одежды. Боковые закомары сплошным ковром устилают изразцы из белой, желтой, зеленой эмали и коричневой глазури. На ярких, будто залитых солнцем, плитках изображены крупные цветы — ромашки, гвоздики, львиный зев.
        К внутренней отделке Покровского собора привлекли живописцев и резчиков Оружейной палаты, ярославских, костромских и московских кормовых иконописцев, монахов Троице-Сергиева монастыря. Над пятиярусным тябловым иконостасом работали известные мастера резного дела Степан Зиновьев и Клим Михайлов, живописцы Василий Пузыревский, Иван Кислевский, Артемий Сазонов, Федор Свидерский, Карп Золотарев, Карп Иванов. Василий Познанский и другие. Храмовую икону "Покров Богоматери" написал Федор Зубов. Сергей Рожков выполнил "над сторонними дверьми стенное письмо на стенах".
        В центре четырехстолпного собора стояло расписное патриаршее место, обитое зеленым сукном. Между западной парой столпов были устроены хоры для членов царской семьи.
       Торжественное освящение храма совершил 30 сентября 1679 года патриарх Иоаким в присутствии царя Федора Алексеевича.
       В 1839 году Покровский собор существенно пострадал. На его северном и южном фасадах разобрали два высоких крыльца и к стенам вплотную пристроили два корпуса богадельни; еще один корпус выстроен у алтаря собора. В XX веке утрачено внутреннее убранство храма: от его иконостаса уцелели лишь десять сильно поврежденных икон из пророческого и праотеческого рядов.

Продолжить ввод в историю...

 
...Design by MUSIC SYSTEM ...

Сайт создан в системе uCoz