Измайловский
завод. Конец XVII в. Бесцветное стекло. ГИМ Мысль о заведении стеклянного
производства в Измайлове царь Алексей Михайлович вынашивал, по-видимому,
еще в 1650-х гг., судя по его распоряжениям 1б5б-1б57 гг. комиссионеру,
англичанину Ивану Гебдону, "вывести к Москве из Веницеи золы лутчей.
в чем скляничные всякие суды делать на хрустальной цвет..." и прислать
"земли, в чем делается веницейское стекло" и "мастеров склянишных
самых добрых".
Практически замысел царя начал осуществляться
в 1668 г., когда на реке Серебрянке стали строить плотину и завод;
который уже в 1669 г. выпустил первые изделия. В 1670 г. на заводе
появляются мастера-"веницейцы" Ловис Моэт, Ян Арципухор, Питер Балтус,
Индрик Лерин. Они прибыли, очевидно, из нижнерейнских земель; "веницейцами"'
жe их называли потому что они работали в манере венецианских стеклоделов.
Благодаря им сформировались первые художественные традиции русского
стеклоделия; у них обучались русские мастера, многие из которых
впоследствии открыли собственные стекольные заводы.
В Измайлове выпускали в основном
изделия "про обиход Великого Государя", т.е. для дворцовых нужд
и царских подарков разным лицам. Ассортимент их, упоминаемый в документах,
поражает изобилием форм (сулеи, кувшины для воды и цветов, ставцы,
кружки, братины, чарки, кубки "с кровлями" и без них, рюмки, стаканы,
фляги, блюда, тарелки, блюдечки, котлики, ведерки, мухоловки, сковородки,
лампадки, подсвечники, чернильницы, кадочки, трости, аптекарские
"скляницы", "потешная посуда") и разнообразием фактур (чешуйчатая,
витая, сетчатая, клетчатая). Некоторые изделия украшались гравировкой,
ма- стером которой был Матиас Ульман, или позолотой (самым известным
"золотописцем" был Дмитрий Степанов).
В 1710 г. Измайловский стеклянный
завод был передан в Аптекарский приказ и перешел на производство
исключительно аптечной посуды, время его закрытия точно неизвестно.
Завод существовал и после 1711 г., но уже не был центром русского
стеклоделия, который к этому времени переместился в Петербург. Однако
влияние Измайловского стекла сказывалось на протяжении всего XVIII
в. как в работах профессиональных мастеров-стеклоделов, так и в
изделиях народных мастеров