|
В
нескольких десятках метров от Мостовой башни располагается Покровский
собор. Даже сейчас, когда здание обстроено высокими корпусами, а
к границам Острова вплотную подступила современная застройка, собор
по-прежнему впечатляет своими масштабами. Пятиглавый четырехстолпный четверик
имел строго по центру северной, южной и западной стен ступенчатые
крыльца со столбами, украшенными белокаменной резьбой и покрытиями
в форме бочек. Крыльца и три апсиды алтаря, примыкающие к основному
кубу здания, создавали пространственную уравнове-шенность композиции
и зрительно смягчали тяжесть пятиглавого завершения. Прясла четверика
выделялись тройными полуколонками и заканчивались декоративными
парапетами в виде полукруглых закомар. Боковые прясла прорезали
двусветные арочные окна с наличниками из белокаменных кубышек и
жгутов. В
настоящее время южная и северная стены четверика полностью закрыты
корпусами богадельни и лишь свободные от пристроек западный и восточный
фасады позволяют в полной мере оценить декоративное убранство Покровского
собора. Решающую роль в цветовом оформлении памятника играют рельефные
поливные изразцы. Выполненные в мастерской известных московских
керамистов XVII века Игната Максимова и Степана Иванова Полубеса,
они заполняют всю закомарную зону четверика и шеи глав. В средних
закомарах, на антаблементе и на главах помещен керамический фриз
под названием «павлинье око». Его рисунок напоминает орнаменты на
привозимых в Россию дорогих итальянских и восточных тканях. А боковые
закомары устилают изразцы с изображением ромашек, гвоздик, львиного
зева. Объединенные гаммой белого, желтого, зеленого и коричневого
тонов, они невольно вызывают в памяти залитый солнцем цветочный
луг. Подойдем к нарядному западному крыльцу
Покровского собора. Его покрытие
в форме бочки было восстановлено реставраторами в 1981 году. Поднявшись
по ступеням, войдем внутрь. Четыре мощных столба делят внутреннее
пространство на девять ячеек. Отчетливо выражен центр — подкупольный
квадрат средней главы. Ячейки между барабанами боковых глав перекрыты
коробовыми сводами с распалубками. Коробовые своды уплощены и перекрытия
зрительно воспринимаются как бы в одной плоскости. Это способствует
цельному гармоничному восприятию интерьера. Собор ярко освещен.
Свет проникает в окна четверика, алтаря, в сорок окон пяти барабанов.
Все пронизано ощущением праздничности пространства. Во время реставрационных работ 1980—1984
годов в интерьере собора было сделано немало интересных наблюдений
по строительной истории памятника. Было установлено, что за три
века существования Покровский собор «погрузился в землю» более чем
на полтора метра. Именно на такой глубине, по отношению к существующему
полу, обнаружен древний пол 70-х годов XVII века. Шурфы, заложенные
у северной стены, вскрыли выстилку из двух рядов большемерного кирпича.
На кирпичах—клеймо «государевых дворцовых сараев»—двуглавый орел.
Двухрядная кирпичная кладка служила основанием настила из дубовых
плах. Одна такая плаха была найдена в слое строительного мусора
XVIII— XIX веков. Здесь, же обнаружены остатки окончин из слюды,
которые заполняли многочисленные окна собора.
Продолжить ввод в историю... |
|