Западный фасад Покровского собора. 1671-1679 гг.      В нескольких десятках метров от Мостовой башни располагается Покровский собор. Даже сейчас, когда здание обстроено высокими корпусами, а к границам Острова вплотную подступила современная застройка, собор по-прежнему впечатляет своими масштабами.
      Пятиглавый четырехстолпный четверик имел строго по центру северной, южной и западной стен ступенчатые крыльца со столбами, украшенными белокаменной резьбой и покрытиями в форме бочек. Крыльца и три апсиды алтаря, примыкающие к основному кубу здания, создавали пространственную уравнове-шенность композиции и зрительно смягчали тяжесть пятиглавого завершения. Прясла четверика выделялись тройными полуколонками и заканчивались декоративными парапетами в виде полукруглых закомар. Боковые прясла прорезали двусветные арочные окна с наличниками из белокаменных кубышек и жгутов.
Изразцы Покровского собора. 1673 г. И.Максимов и С.Иванов (Полубес)      В настоящее время южная и северная стены четверика полностью закрыты корпусами богадельни и лишь свободные от пристроек западный и восточный фасады позволяют в полной мере оценить декоративное убранство Покровского собора. Решающую роль в цветовом оформлении памятника играют рельефные поливные изразцы. Выполненные в мастерской известных московских керамистов XVII века Игната Максимова и Степана Иванова Полубеса, они заполняют всю закомарную зону четверика и шеи глав. В средних закомарах, на антаблементе и на главах помещен керамический фриз под названием «павлинье око». Его рисунок напоминает орнаменты на привозимых в Россию дорогих итальянских и восточных тканях. А боковые закомары устилают изразцы с изображением ромашек, гвоздик, львиного зева. Объединенные гаммой белого, желтого, зеленого и коричневого тонов, они невольно вызывают в памяти залитый солнцем цветочный луг.
      Подойдем к нарядному западному крыльцу Покровского собора. Его покрытие в форме бочки было восстановлено реставраторами в 1981 году. Поднявшись по ступеням, войдем внутрь. Четыре мощных столба делят внутреннее пространство на девять ячеек. Отчетливо выражен центр — подкупольный квадрат средней главы. Ячейки между барабанами боковых глав перекрыты коробовыми сводами с распалубками. Коробовые своды уплощены и перекрытия зрительно воспринимаются как бы в одной плоскости. Это способствует цельному гармоничному восприятию интерьера. Собор ярко освещен. Свет проникает в окна четверика, алтаря, в сорок окон пяти барабанов. Все пронизано ощущением праздничности пространства.
      Во время реставрационных работ 1980—1984 годов в интерьере собора было сделано немало интересных наблюдений по строительной истории памятника. Было установлено, что за три века существования Покровский собор «погрузился в землю» более чем на полтора метра. Именно на такой глубине, по отношению к существующему полу, обнаружен древний пол 70-х годов XVII века. Шурфы, заложенные у северной стены, вскрыли выстилку из двух рядов большемерного кирпича. На кирпичах—клеймо «государевых дворцовых сараев»—двуглавый орел. Двухрядная кирпичная кладка служила основанием настила из дубовых плах. Одна такая плаха была найдена в слое строительного мусора XVIII— XIX веков. Здесь, же обнаружены остатки окончин из слюды, которые заполняли многочисленные окна собора.


Продолжить ввод в историю...

 
...Design by MUSIC SYSTEM ...

Сайт создан в системе uCoz